Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

целинновская титульник.png

Методические объединения учителей


Методический совет


Основные положения

Методический совет – совещательный орган при директоре школы, способствующий решению приоритетных психолого-педагогических проблем деятельности педагогического учреждения.

Цель деятельности: организация и координация методического обеспечения образовательного процесса, методической учебы педагогических кадров.

Задачи:

  • диагностика состояния методического обеспечения образовательного процесса и методической работы в школе;
  • изучение и внедрение новых технологий в организации образовательного процесса в школе;
  • создание условий для развития педагогического и методического мастерства учителей.

Права методического совета:

  • определять стратегию проведения методической работы школы;
  • осуществлять экспертную оценку результатов научно-методической работы в школе;
  • давать рекомендации по планированию, содержанию, формам работы с учителями;
  • вносить предложения по формированию программы развития ОУЗ, учебного плана школы;
  • готовить аттестационные материалы;
  • проводить экспертизу авторских учебных планов и программ педагогов школы;
  • координировать деятельность школьных методических объединений и творческих групп;
  • представлять сотрудников школы к поощрению за особый вклад в развитие методической работы.

Творческие группы

В связи с движением педагогов- новаторов, которое способствовало пробуждению педагогических поисков и педагогического творчества на местах, направленных на обучение и воспитание, а также на создание авторских приемов и методов, разработку авторских программ, в школах появилась новая форма методической работы - творческие группы. В отличие от методических объединений их состав менее стабилен; объединение же проводится не по принципу одних и тех же родственных предметов, а по принципу общности интересов, увлеченности единой идеей. Численность группы может быть различной, но практика свидетельствует, что в большой группе теряется душевность и открытость в общении, без чего невозможноо творческое общение. Официальный руководитель, как правило, в творческой группе не назначается. Лидерство берут на себя один или два - три ее наиболее активных и инициативных участников. Работа такой группы начинается с возникновения новой идеи, с поисков единомышленноков, с определения плана, разработки возникшей идеи. Затем каждый член группы самостоятельно изучает имеющиеся теоретические публикации и передовой опыт по разрабатываемому или смежному с ним направлению. Пополнив свои знания, обогатившись новыми данными по интересующему направлению, члены второй группы обмениваются полученными сведениями, исправляя и  дополняя  друг друга. Возникают споры, дискусии, диспуты. Теоретические рекомендации проверяются на практике, в ходе проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий. Активизируется взаимопосещение уроков, факультативных и кружковых занятий и взаимопомощь учителей-единомышленников. В результате творческое усвоение нового, разработка авторских программ, приемов и методов проходит значительно быстрее, чем в других формах методической работы.

Психолого-педагогические семинары

Семинары - одна из форм повышения квалификации по системе Занкова. Личность ученика и учителя все более нуждались в изучении. Такого рода занятия были нужны всем учителям, поэтому стало целесообразным создание постоянно действующего семинара для всего школьного коллектива. В некторых школах занятия семинаров проводятся ежемесячно, однако во избежание перегрузки учителей большинству школ можно проводить их один раз в четверть. Очень важно, чтобы в работе семинара были органически связаны теория и практика.

Например, лекция, посвященная видам нестандартных уроков, сопровождалась посещением таких уроков и т.п. При такой организации работы результатом семинара становятся не только знания, но и практические умения и навыки.

При проведении психолого-педагогического семинара особенно необходимо обеспечить атмосферу творчества и после теоретического сообщения организовать учительскую дискуссию, диспут. В ходе семинара учителя сосредотачивают внимание на решении сложных педагогических проблем, коллективно ищут и создают новые или обновленные методы преподавания. Психолого-педагогические семинары приобщают учителей к творческой, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности. Работа постоянно действующего семинара заметно повышает общую и педагогическую культуру учителей и воспителей.

 Самообразование

Первые программы по самообразованию разработаны и опубликованы в 20-е годы. Затем в 1972 году Академия педагогических наук СССР подготовила примерные программы и методические рекомендации по планированию самостоятельных занятий. Они были опубликованы в предметных методических журналах и встретили одобрение учителей. В то время планы самообразования учителей утверждала администрация школы, требовалось конспектирование прочитанного, а отчеты о самообразовании заслушивались на методических объединениях. Но постепенно этот формализм уступил место здравому смыслу. Планы по самообразованию стали определять перспективу в самостоятельном пополнении знаний и отражать поиски нужной научно-методической литературы, сроки ее изучения, предполагаемые пути использования при участии в конференциях, педагогических чтениях, различных семинарах.

Особенно успешно самообразование осуществляется там, где учителя освобождены от поисков необходимых пособий, где школьные библиотеки хорошо укомплектованы научно-педагогической и методической литературой. В создании благоприятных условий для самообразования многое могут сделать сами педагогические коллективы.

В помощь учителям создаются тематические каталоги статей из методических журналов. В методическом кабинете школы желательно наличие тематических каталогов статей из журналов «Народное образование», «Педагогика» и др.

Личные педагогические библиотеки также могут быть использованы для самообразования не только их владельцами, но и всеми учителями школы.

Каждая школа располагает возможностями для профессионального совершенствования учителей в процессе самообразования.

Практические конференции

Как бы продолжением самообразования, самостоятельного изучения научно-методической литературы и на этой основе анализа собственной педагогической деятельности являются школьные практические конференции. На такой конференции, опираясь на изученную научную литературу, анализируя на научной основе собственный опыт, учителя глубоко и всесторонне обсуждают важные для современных условий проблемы.

Школьные конференции способствуют расширению интересов учителей, их духовному обогащению, повышению их общей культуры. Они помогают выявить общественное мнение коллектива по многим актуальным проблемам школы и научно-педагогической жизни страны.

Предметом обсуждения на школьной конференции могут стать наиболее значительные научные публикации, педагогические книги и статьи, вызывающие особый интерес. Подготовка и проведение школьной конференции требует от учителей высокого профессионализма, подготовки, педагогической эрудиции, умения возглавить обсуждение, сделать его интересным и квалифицированным. Там, где такие конференции проводятся регулярно и качественно, между учителями часто непроизвольно возникает разговор о книгах и статьях, когда обмен мнениями, впечатлениями постепенно превращается в потребность.

 Методическая помощь молодым учителям

Ежегодно университеты, педагогические институты и училища направляют на работу в школы страны тысячи своих выпускников. Выпускники с желанием идут на работу. Однако бывает и так: через некоторое время молодой учитель начинает сомневаться в праильности избранного пути. Почему? Прежде чем выпускник станет мастером своего дела, опытным учителем, ему предстоит приложить немало усилий. Время вхождения вхождения в педагогическую профессию, когда учитель остро нуждается в поддержке, может быть сокращено, если помощь начинающему учителю будет целенаправленной, а не от случая к случаю.

Учебно-методическая работа в школе строится на принципе открытовки и системности, целостности и целесообразности, практической направленности и конкретности. Методическая работа не должна сводится к разовым мероприятиям.

Одной из самых важных форм методической работы является работа над единой методической темой /проблемой/. При правильном выборе единой методической темы и целеустремленной работе по данной проблеме, она организует, делает целостным весь комплекс форм, является своего рода системообразующим фактором.

Единая методическая тема должна быть актуальной для всего коллектива, соответствовать уровню его развития; должна быть созвучна современным педагогическим идеям. Важно, чтобы методическая тема охватила как учебныю, так и воспитательную работу.

 Единая методическая тема

Работа над единой методической темой включает совместное планирование уроков по наиболее трудным темам, взаимопосещение уроков с их последующим разбором, анализ текущих контрольных и экзаменационных работ, самостоятельные занятия, подготовку докладов и рефератов на основе изучения научно-педагогической литературы.

Единая методическая должна быть актуальной, действительно важной для школы, определена с учетом ее достигнутого коллективом уровня деятельности и пожелания учителей. Методическая тема должна включать как урочную, так и внеурочную воспитательную работу, быть сформулированной достаточно конкретно и ясно. Она пронизывает все формы работы с кадрами в школе, включает индивидуальные методические темы учителей, ее разработка находит свое продолжение в самостоятельных занятиях учителей, в их самообразовании.

 Передовой педагогический опыт

Важнейшим направлением методической работы является изучение, обощение и использование передового педагогического опыта. Изучаются суть опыта, его содержание, методы и приемы, конкретные условия возникновения, становления и развития, то есть то, что обычно называют творческой лабораторией учителя.

При изучении педагогического опыта желательно установить, какая научная база явилась основой того или иного методического приема, какие конкретно современные ученые или какое наследие из истории педагогики вдохновили на творческие поиски, какие объективные и субъективные факторы, микроклимат и среда обеспечили высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.

Передовой педагогический опыт обучает, воспитывает, развивает учителей, показывает перспективу, к которой должен стремиться каждый учитель. Он может быть изучен и использован в школе с помощью различных форм методической работы. Учителей следует ознакомить с формами обобщения педагогического опыта. Ими могут быть:

  • Отчет о проделанной работе.
  • Доклад по определенному вопросу.
  • Реферат по избранной теме.
  • Организация выставки (Работа кружка, клуба и т.п.).
  • Предоставление методических разработок уроков, воспитательных мероприятий.
  • Разработка дидактических карточек для самостоятельной работы учащихся.
  • Проведение педсовета.
  • Проведение научно-практической конференции.
  • Проведение семинара по определенной проблеме.
  • Распространение передового опыта обеспечивает выпуск бюллетеней, стенгазет.
  • Показателями передового опыта являются творческая новизна, научная обоснованность, высокая результативность, экономия времени при достигнутых высоких результатах.

 Выводы по системе  внутришкольной работы руководителя МО:

                                          а) без хорошо поставленной и разумно-организованной для данной конкретной школы системы внутришкольной методической работы, основанной на уважительном отношении к творческому наследию и современным идеям педагогики, на уважении к уителю, выстроить педагогический процесс (ансамбль) практически невозможно;

                                          б) чтобы правильно организовать внутришкольную методическую работу, надо знать об учителе как можно больше и научиться любить своих учителей, гордиться каждым их достижением, защищать их от разного рода негативных воздействий внешней среды;

                                          в) руководитель внутришкольной методической работы (это, как правило заместитель директора по учебно-воспитательной работе) должен быть высококвалифицированным специалистом, шагать в ногу со временем, в то же время человеком доброй души, умеющим понять своего товарища и помочь каждому учителю.

Безусловное осуществление планирования всех уровней методической работы на диагностической основе

Результативность методической работы зависит, прежде всего, от умелого планирования, которое обеспечит реальность запланированных мероприятий, даст возможность четко проанализировать их выполнение, предостережет от формализма в работе.

Обычно планирование всех уровней должно осуществляться на диагностической основе путем проведения анкетирования и его тщательной обработки.

Диагностирование обеспечит выявление:

  • перспективного педагогического опыта;
  • проблем конкретного учителя, промахов в определенных педагогических умениях и навыках;
  • наиболее интересных для учителя форм и методов методической работы;
  • оценки и самооценки проведенных методических объединений и мероприятий.

Использование инновационных форм методической работы, модернизация распространенных традиционных форм и их гармоничное, умелое сочетание

На сегодняшнем этапе развития образования возникла насущная потребность в эффективной организации методической работы в школе вообще и с творчески работающими педагогами в частности. Новое содержание образования, освоение новых учебных программ, апробация учебников, создание авторских программ, пособий, введение новых учебных дисциплин – все это направляет учителя на путь творчества, исследовательской работы.

Творческий учитель – это тот, кто может эффективно и самостоятельно действовать и чувствует в этом потребность. Таких педагогов желательно привлекать к работе в творческих динамических группах, которые работают над созданием образовательных проектов. Необходимо указать, что творческая динамическая группа не дублирует работу методобъединения, а сосредотачивается на глубоком и разностороннем изучении достижений педагогической науки по определенной научно-педагогической проблеме и стает проводником ее внедрения в практику работы учебного заведения.

Метод проектирования сегодня занимает одно из первых мест в теории и практике образовательной деятельности.

 Основными требованиями к использованию проектной технологии в рамках внутришкольной методической работы являются:

  • наличие общественно значимой проблемы, решение которой требует от учителя интегрированного знания, навыков исследовательской деятельности;
  • практическая, теоретическая, познавательная, личностная ценность прогнозируемых результатов деятельности;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность исполнителей;
  • структурирование содержательной части проекта (с определением терминов и желаемых результатов каждого этапа);
  • дальнейшее использование результатов исследовательской  работы группы в практической деятельности всего коллектива.

                                                                     УТВЕРЖДАЮ

                                                                          Директор  МОУ «Целинновская школа»

                                                    ___________М.М.Ладыгина

                                                             «___»____________________2015 г.

План работы

 методического совета

МОУ "ЦЕЛИННОВСКАЯ    ШКОЛА"

на 2015-2016 учебный год

 Методическая проблема школы:

            Повышение профессионального мастерства педагогических кадров путём овладения ими современными образовательными технологиями

Основные задачи методической работы:

1 .  Создание в педагогическом коллективе атмосферы творческого поиска и заинтересованности.

2.    Совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, моделировании уроков в соответствии с ФГОС.

3.    Совершенствование методического  уровня педагогов в овладении технологиями системно - деятельностного подхода в образовании, моделировании уроков в соответствии с ФГОС.

Основные направления:

  • Повышение квалификации учителей, их самообразование.
  • Деятельность педагогического совета.
  • Методический Совет.
  • Методические объединения.
  • Работа над единой методической темой.
  • Деятельность рабочей группы по введению ФГОС ООО.
  • Инновационная образовательная деятельность
  • Административные совещания и совещания учителей.
  • Семинары.
  • Обобщение передового педагогического опыта.

Содержание заседаний

Сроки

1

- Согласование   учебного плана  на 2015-2016 учебный  год.

- Утверждение   графиков работы, открытых уроков, вводных  контрольных работ;

- Организация  индивидуального обучения Девкиной Н.Е.

(учащейся 3 класса);

- Утверждение рабочих  программ обучения;

- Организация  работы по  успешной адаптации 1,5,10 классов;

- Вопросы по аттестации, курсовая переподготовка.

август

2

- Организация  проведения  школьного тура  ученических олимпиад. Руководители МО.

- О проведении  школьного тура  ученических олимпиад.

- Итоги  вводных  срезов по текстам РУО.

- Анализ качества  успеваемости учащихся.

октябрь

3

-  Анализ  проведения  школьного  и муниципального  этапов Всероссийской олимпиады школьников .

- О проведении мониторинга по выбору профиля ( 9 класс).

- О согласовании мероприятий по новому  госстандарту.

- Утверждение списка    детей ВШУ.

- Подготовка и проведение   итогового сочинения  в 11 классе.

январь

4

- Подготовка к промежуточной аттестации 2-11 классов.

- Подготовка  к ГИА  9, 11 классов.

- Итоги методической работы за год, отчеты руководителей МО.

- Планирование   работы на 2016-2017 учебный год.

- О предварительном комплектовании  на  2016-2017 учебный год.

-О выборе профиля.

апрель

 


План работы


ПЛАН   РАБОТЫ  МО  УЧИТЕЛЕЙ   ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

МОУ   «Целинновская школа»

на 2015-2016 учебный год

Дата проведения

Тема

Форма проведения

Ответственные

Август

25

          1 заседание

Тема: «Анализ работы МО учителей емц за 2014 – 2015 учебный год, задачи на 2015-2016 учебный год в свете введения ФГОС в 5 классе

 1.Анализ преподавания предметов естественно-математического цикла, качества знаний учащихся по этим предметам за предыдущий год.

Доклад

Османова Н.С.

2. Корректировка и утверждение плана работы МО на 2015-2016 учебный год

Обсуждение

Османова Н.С.

Члены МО

 3. Обсуждение рабочих  программ и учебных планов предметов естественно-математического цикла.

Выступления членов МО,

обсуждение

Корнеева В.Ю.

4. Изучение итогов ГИА   в форме ГВЭ по математике    за 2014/2015 учебный год

Круглый стол

Османова Н.С.

5. Изучение нормативных документов. Правила ведения школьной документации, ученических тетрадей, периодичность их проверки.

Изучение

Ладыгин  В.Ю.

Сентябрь-октябрь

Межсекционная работа

1.      Диагностические контрольные  работы по математике  5-11 классы

2.      Подготовка и проведение школьного этапа олимпиад по предметам

3.      Участие в заседаниях РМО по плану.

4.      Изучение  учебно-методической литературы, новые действующие учебники и их методическое обеспечение.

5.      Консультации по вопросам ведения школьной документации

6.      Соответствие записей в классных журналах поурочному планированию в рабочих программах

Проведение

Анализ

Проведение

Анализ

Изучение

Османова Н.С.

Члены МО

Члены МО

Члены МО

Зам.дир. по УВР

Зам.дир.по УВР,

Рук. МО

Октябрь

27

 2 заседание

1.       Тема:  «Введение ФГОС. Особенности содержания ФГОС второго поколения и деятельность педагога по их освоению»

1.             Результаты диагностических контрольных работ по математике в 5-11 классах.

Обсуждение

Османова Н.С.

2. Результаты обученности учащихся по предметам естественно-математического цикла за I четверть    

Ознакомление, обсуждение

Учителя предметники

3. Итоги  школьных олимпиад по предметам ЕМЦ

Обсуждение

Учителя предметники

4.  Построение новой модели методической работы учителя как необходимое условие введения и реализации ФГОС.

Доклад ,

Обсуждение, обмен опытом

Корнеева В.Ю.

Кудинова Н.Г.

Члены МО

5. Обмен опытом по внедрению ФГОС в 5классе.

Учителя географии, биологии

математики,

Ладыгин В.Ю.

Корнеева В.Ю.

Османова Н.С.

6. Разное. Знакомство с новинками методической литературы

Учителя-предметники

ноябрь-декабрь

Межсекционная работа.
1. Взаимопосещение уроков, с целью наблюдения за совершенствованием педагогического мастерства и обмена опытом

2.  Подготовка обучающихся к муниципальному этапу олимпиад по предметам  ЕМЦ

2. Участие в муниципальных   этапах предметных олимпиадах в 5-11классах.

3. Контрольные  работы  по математике в 5,9, 11 классах


4. Участие членов МО в проведении тематических педсоветов, в работе районных МО

5. Выполнение учебных программ

Взаимопосещения

 Анализ

Обсуждение

Анализ

Обсуждение

Анализ

Обсуждение

Анализ

Обсуждение

 Отчеты, анализ

Учителя-предметники

Учителя предметники

 Османова Н.С.

Зам.дир.по УВР, Османова Н.С.

Члены МО

Учителя предметники

Декабрь

3 заседание

Тема: «Технологии интерактивного обучения как основа для перехода к новым нетрадиционным моделям обучения  и как средство реализации ФГОС".

1. Итоги обученности учащихся по предметам естественно-математичес- кого цикла в I полугодии.

Анализ

Члены  МО

2.               Анализ муниципального этапа  олимпиад по предметам естественно-математического цикла.

Анализ

Османова Н.С. учителя – предметники

3.               Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС

доклады

Корнеева В.Ю.

Османова Н.С.

4.  Изучение нормативно-правового обеспечения введения ФГОС.

  

 Изучение, обсуждение

Кудинова Н.Г.

4 . Организация подготовки учащихся к   ГИА в форме ГВЭ.

Обмен опытом

Османова Н.С.

5. Самооценка готовности учителя к работе по ФГОС.

Анкетирование

обсуждение

Османова Н.С.

6. Разное

Январь - март

Межсекционная   работа 

1. Неделя  науки

2. Взаимопосещение уроков, с целью наблюдения за совершенствованием педагогического мастерства и обмена опытом

3. Занятия с учащимися по подготовке к ГИА в форме ГВЭ

4.Проверка ведения  школьных журналов

5. Проверка ведения рабочих тетрадей по математике, биологии, географии, физике

Анализ

Анализ, обсуждение

Сообщение

Анализ, обсуждение

Анализ

обсуждение

Корнеева В.Ю.

Османова Н.С.

Кудинова Н.Г.

Члены МО

Османова Н.С.

Кудинова Н.Г.

Османова Н.С.

Рук. МО

Март

4 заседание

Тема: «Современный урок –инструмент управления качеством учебного процесса».

1. Итоги мониторинга успеваемости за 3 четверть.

2.Современный урок – инструмент управления качеством учебного процесса.

3. Требования ФГОС к управлению уроком.

4.Работа по подготовке учащихся к    ГИА в форме ГВЭ

5.Инновационные УМК в обучении предметам ЕМЦ.

6.  Разное

Обсуждение

Круглый стол

доклад

отчет

 круглый стол

Члены МО

Ладыгин В.Ю.

Члены МО

Кудинова Н.Г.

Османова Н.С.

 Члены МО

Апрель-май

Межсекционная работа.

 1. Проведение и анализ апробации ГВЭ по математике в 9, 11  классах

2. Проведение и анализ годовых контрольных работ по предметам ЕМЦ.

3. Проведение мониторинга по математике  в 5, 10 классах

4.  Изучение  адаптации  обучающихся 5, 10  классов

Анализ

Обсуждение

Анализ

Обсуждение

Анализ

Обсуждение

Анализ

Обсуждение

Османова Н.С.

Зам.дир. по УВР

Члены МО

Османова Н.С.

Зам.дир.по УВР

Османова Н.С.

Май

5 заседание

Тема: «Итоги работы МО за 2015-2016учебный год. Задачи на 2016-2017 учебный год».

1.Анализ деятельности МО за 2015-2016 учебный год.

2.Планирование работы на 2016– 2017учебный   год.

3.Отчеты по проблемам самообразования

4.Подготовка к ГИА:

•                   Результаты   апробации ГВЭ по математике  в 9, 11 классах

•          степень готовности к экзаменам: успехи и проблемы. Поиск путей решения.

5

6. Разное

Доклад

Коллективное дело

Самоанализ

Анализ

Обсуждение

Османова Н.С.

Османова Н.С.

Члены МО

Османова Н.С.



0+